Общая информация по оказанию бесплатной юридической помощи

  I. Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи

 
Бесплатная юридическая помощь оказывается Министерством юстиции Республики Татарстан (далее – Министерство) в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Законом Республики Татарстан «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан».
 
Министерство является участником государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.
 
В компетенцию Министерства входит решение следующих вопросов:
осуществление правовой экспертизы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проектов законов Республики Татарстан, проектов указов Президента Республики Татарстан, проектов постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан, а также законов Республики Татарстан, поступивших на подпись Президенту Республики Татарстан;
осуществление антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера;
коллегиальное рассмотрение ходатайств органов (организаций), уполномоченных в соответствии с Законом Республики Татарстан «О государственных наградах Республики Татарстан», о присвоении высококвалифицированным юристам почетного звания Республики Татарстан «Заслуженный юрист Республики Татарстан» и подготовка по ним соответствующих заключений;
взаимодействие с органами местного самоуправления по оказанию правовой поддержки их деятельности;
организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан;
осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности административных комиссий;
ведение Реестра административно-территориальных единиц Республики Татарстан;
выдача юридическим лицам разрешений на использование в их названиях наименований «Республика Татарстан», «Татарстан» и образованных на их основе слов и словосочетаний (в том числе сокращений);
осуществление организационного, в том числе материально-технического и финансового, обеспечения деятельности мировых судей;
участие в правовом просвещении граждан и правовом воспитании учащихся;
предоставление в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
 
Гражданин может обратиться в Министерство за оказанием бесплатной юридической помощи в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно в рамках личного приема граждан.
 
Бесплатная юридическая помощь оказывается Министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан для рассмотрения обращений граждан.
 
Личный прием граждан по оказанию бесплатной юридической помощи проводится специалистами Министерства по адресу: г. Казань, ул. Кремлевская, д. 16, каб. 101 ежедневно, кроме праздничных и выходных дней (понедельник-четверг: 9.00-18.00, пятница: 9.00-16.45, обед: 13.00-13.45).
 
Для получения бесплатной юридической помощи при себе необходимо иметь:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
документы, подтверждающие отнесение гражданина к одной из категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
 
Указанные документы могут быть представлены по просьбе гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, другим лицом, если гражданин не имеет возможности лично обратиться за получением бесплатной юридической помощи. В этом случае представитель гражданина помимо указанных документов представляет документ, удостоверяющий личность, доверенность или документ, подтверждающий права законного представителя.
 
Обращения в письменной форме необходимо направлять по адресу: ул. Кремлевская, д. 16, г. Казань, РТ, 420111, обращения в форме электронного документа - на E-mail: minjust@tatar.ru.
 
В соответствии с пунктом 15 Порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Татарстан, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан   от 24 мая 2013 года № УП-444, в случае если решение поставленных гражданином (его законным представителем) вопросов относится к компетенции иного участника государственной системы бесплатной юридической помощи, то при обращении гражданина лично гражданину в день обращения разъясняется порядок обращения по принадлежности.
 
II. Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, содержание обязанностей граждан и пределы исполнения таких обязанностей
 
1. Содержание права на обращения выражается в праве на безвозмездной основе, свободно и добровольно обращаться лично (через представителя) в устной форме, а также направлять в письменной форме или в форме электронного документа обращения в Министерство.
 
2. Пределы осуществления: осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
 
3. Способ реализации:
посредством направления обращения в письменной форме (в форме электронного документа) или его доставления лично (через представителя) гражданином;
посредством проведения личного приема гражданина.
 
4. Защита права на обращение реализуется следующими гарантиями:
запрет преследования гражданина в связи с его обращением в Министерство с критикой деятельности Министерства (должностного лица) либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;
запрет разглашения сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия;
возможность обращения с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с действующим законодательством.
 
5. Содержание обязанностей граждан, связанных с реализацией права на обращение в Министерство в рамках бесплатной юридической помощи, выражается в соблюдении требований к таким обращениям:
в письменном обращении указывается либо наименование Министерства, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
в письменном обращении указывается фамилия, имя, отчество заявителя (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответы, уведомление о переадресации обращения;
содержится суть предложения, заявления или жалобы и ставится личная подпись гражданина и дата;
в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению соответствующие документы и материалы, либо их копии;
обращение гражданина в форме электронного документа в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, и суть предложения, заявления или жалобы;
в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению в форме электронного документа (в виде вложения) необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить эти документы и материалы или их копии в письменной форме.
 
III. Компетенция и порядок деятельности Министерства юстиции Республики Татарстан, полномочия должностных лиц
 
Компетенция и порядок деятельности Министерства, полномочия должностных лиц определены Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2006 № 68 «Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан».
 
IV. Правила оказания государственных услуг
 
Правила оказания государственных услуг предусмотрены административными регламентами Министерства:
 

Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 26.10.2018 № 137 од «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг установленным критериям».

 

Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 18.10.2017 № 01-02/125 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию проведения публичного мероприятия на территории нескольких муниципальных районов, городских округов Республики Татарстан».

 

Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 08.12.2016 № 01-02/306 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на использование в наименованиях юридических лиц официальных наименований Республики Татарстан».

 

Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 22.03.2016 № 01-02/108 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче выписки из регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан».

 

Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 02.10.2015 № 01-02/685 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче выписки из Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов в Республике Татарстан или справки об отсутствии запрашиваемой информации». 

 

V. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства юстиции Республики Татарстан, а также его должностных лиц
 
Гражданин вправе обжаловать решения и действия (бездействие) Министерства, должностных лиц Министерства (далее – должностное лицо) в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.
 
В досудебном (внесудебном) порядке решения и действия (бездействие) Министерства обжалуются в Кабинет Министров Республики Татарстан, а решения и действия (бездействие) должностных лиц обжалуются министру юстиции Республики Татарстан.
 
Обращение гражданина, содержащее обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не может направляться этим лицам  для рассмотрения и подготовки ответа гражданину. Если исполнение данного условия невозможно, обращение возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решения или действия (бездействие) в установленном порядке в суд.
 
Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Министерство.
 
Способы передачи и направления жалоб гражданами, требования к письменным жалобам, а также порядок рассмотрения письменных и устных жалоб установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
 
Споры, связанные с решениями и действиями (бездействием) Министерства, его должностных лиц разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Обжалование производится в сроки и по правилам подведомственности и подсудности, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
 
VI. Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий
 
Основной формой взаимодействия граждан и Министерства в рамках оказания бесплатной юридической помощи являются письменные и устные обращения граждан.
 
Порядок указанного взаимодействия, в том числе совершения гражданами юридически значимых действий, определяется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
 
Типичными юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются:
отсутствие в обращении гражданина фамилии и почтового адреса (адреса электронной почты), по которому должен быть отправлен ответ;
текст письменного обращения не поддается прочтению;
повторное письменное обращение гражданина по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности Министерства.
 

Последнее обновление: 30 июля 2019, 15:52

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования