Заседание коллегии Министерства юстиции РТ по вопросам: 1. «О законопроектной деятельности исполнительных органов государственной власти РТ»; 2. «О состоянии работы по государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов и их опубликованию в средствах массовой информации»
17.02.2009

17 февраля 2009 года в 10.00 часов состоится открытое заседание коллегии Министерства юстиции Республики Татарстан (ул.Кремлевская,16  зал заседаний, 2 этаж), на котором будут обсуждаться вопросы «О законопроектной деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан» и «О состоянии работы по государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов и их опубликованию в средствах массовой информации».
Руководством Республики уделяется значительное внимание состоянию законопроектной деятельности, сложилась практика ежегодного обсуждения соответствующего вопроса на заседаниях Кабинета Министров Республики Татарстан. Общие итоги проделанной за 2008 год работы в данной сфере были подведены на заседании Кабинета Министров Республики Татарстан «О практике законопроектной деятельности и состоянии исполнительской дисциплины в министерствах и ведомствах Республики Татарстан», состоявшемся 9 февраля 2009 года.
Примерным планом законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан на 2008 год за Кабинетом Министров Республики Татарстан закреплено внесение в Государственный Совет Республики Татарстан 16 законопроектов.
К настоящему моменту статистика исполнения Кабинетом Министров Республики Татарстан Примерного плана такова:
Принято 7 Законов Республики Татарстан;
2 законопроекта исключены из Примерного плана:
«Об утверждении Программы экологической безопасности в Республике Татарстан на период с 2008 по 2015 год»;
«Об утверждении Государственной программы экологического образования, воспитания и просвещения в Республике Татарстан на 2008-2011 годы».
Основанием для исключения данных законопроектов послужило внесение изменений в федеральное законодательство (изменение в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой с 1 января 2009 года долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В связи с указанным выше изменением в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения в Бюджетный кодекс Республики Татарстан, устанавливающие, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств бюджета Республики Татарстан, утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Еще по 2 законопроектам направлены письма в Государственный Совет РТ об исключении их из Примерного плана.
3 законопроекта приняты в 1 чтении:
1 законопроект принят во 2 чтении:
1 законопроект внесен в Государственный Совет Республики Татарстан и еще не прошел процедуру рассмотрения в 1 чтении:
Таким образом, Примерный план выполнен Кабинетом Министров Республики Татарстан на 100%, что говорит о повышении качества и эффективности организации законопроектной деятельности в сравнении с предшествующими годами (в 2006 году процент выполнения Примерного плана составил лишь 50%; в 2007 году – 95%).
В 2008 году более чем в 2 раза вырос объем внеплановой законопроектной деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан. За истекший год органами исполнительной власти Республики Татарстан подготовлено и внесено в Кабинет Министров Республики Татарстан 113 законопроектов. Вышеуказанные внеплановые законопроекты были разработаны следующими органами исполнительной власти Республики Татарстан:
87 – Министерством юстиции РТ;
10 – Министерством финансов РТ;
5 – Министерством экономики РТ;
3 –Министерством экологии и природных ресурсов РТ;
2 – Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ;
2 – Министерством земельных и имущественных отношений РТ;
1 – Министерством строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства РТ;
1 – Министерством информатизации и связи РТ;
1 – Комитетом Республики Татарстан по тарифам;
1 – Главным архивным управлением при Кабинете Министров РТ.
Таким образом, вся внеплановая законопроектная деятельность в 2008 году осуществлялась 10 органами исполнительной власти Республики Татарстан. Относительно прошлых лет количественный состав участников внеплановой законопроектной деятельности из числа органов исполнительной власти Республики Татарстан несколько сократился. В 2007 году в Кабинет Министров Республики Татарстан были внесены законопроекты, подготовленные 13 министерствами и ведомствами Республики Татарстан.
К особенностям истекшего года следует отнести повышение роли органов исполнительной власти Республики Татарстан в подготовке законодательных инициатив Государственного Совета Республики Татарстан.
В 2008 году подготовка проектов федеральных законов осуществлялась органами исполнительной власти Республики Татарстан как по собственной инициативе, так и в соответствии с поручениями Президента Республики Татарстан, Премьер - министра Республики Татарстан, в том числе в рамках межведомственных рабочих групп.
Кроме того, органы исполнительной власти Республики Татарстан принимали участие в подготовке проектов федеральных законов в рамках рабочих групп, создаваемых Государственным Советом Республики Татарстан.
Отмечены некоторые подвижки в деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан по участию в осуществлении законодательного процесса на федеральном уровне.
Так, в соответствии с поручением Премьер – министра Республики Татарстан органами исполнительной власти Республики Татарстан подготовлены предложения по законопроектам, включенным в Программу законотворческой работы Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2008 года.
По итогам истекшего года можно сказать о повышении качества и эффективности организации законопроектной деятельности органов исполнительной власти, что обусловлено совершенствованием системы подготовки и внесения законопроектов, субъектом права законодательной инициативы в отношении которых является Кабинет Министров Республики Татарстан. Все законопроекты предварительно изучались Экспертным советом и только после этого выносились на обсуждение Межведомственного координационного комитета по правовым вопросам. Всего в 2008 году Межведомственным координационным комитетом по правовым вопросам было рассмотрено 112 законопроектов (в 2007 году – 70 проектов законов), из которых 105 было одобрено.
 
Формирование плана законопроектной деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан
Постановлением Президиума Государственного Совета Республики Татарстан от 15.12.2008г. № 4603-III ГС утвержден проект Примерного плана законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан на 2009 год. Однако с учетом принятия в декабре 2008 года ряда федеральных законов Министерством юстиции РТ были внесены дополнительные предложения к проекту Плана законопроектной деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан на 2009 год . В проект Плана предлагается дополнительно включить следующие законопроекты:
О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об образовании»;
О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об охране здоровья граждан»;
О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».
 
Важным направлением деятельности Минюста Республики Татарстан является государственная регистрация нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Эта деятельность осуществляется отделом единого банка нормативных правовых актов Республики Татарстан на основании Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года № УП-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан» и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 года № 426 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования». 
Проведенное обобщение показало, что в последние годы наблюдается тенденция увеличения количества представляемых на государственную регистрацию нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и соответственно рост зарегистрированных актов, что свидетельствует об активизации нормативного регулирования отношений на ведомственном уровне, о возросшей роли нормотворческой деятельности министерств и ведомств Республики Татарстан.
Активная работа по подготовке нормативных правовых актов в истекшем году проводилась Комитетом Республики Татарстан по тарифам, Министерством финансов Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерством земельных и имущественных отношений.
Так, если обратиться к цифрам зарегистрированных нормативных правовых актов, то они показывают следующее: в 2005 году Министерством юстиции Республики Татарстан был зарегистрирован 31 приказ, в 2006 году- 47 приказов, в 2007 – 89 приказов, в 2008 г.- зарегистрировано и внесено в государственный реестр – 159 приказов.
В 2008 году на государственную регистрацию из министерств и ведомств всего поступило 267 нормативных актов.
Из них  зарегистрировано -159 нормативных правовых актов, 
Отказано в государственной регистрации - по 65 актам, в том числе:
- так как не содержат нормативный характер – 16;
- так как носят рекомендательный или методический характер- 23;
- по причине несоответствия действующему законодательству- 1;
- так как носят внутриведомственный характер – 25;
- возвращено на доработку- 43.     
Анализ решений об отказе в государственной регистрации показал, что причиной отказа является недостаточное знание правил подготовки нормативных правовых актов для государственной регистрации специалистами юридических служб министерств и ведомств.
Министерством также осуществляются проверки работы министерств и ведомств по выполнению требований Правил государственной регистрации и при необходимости запрашиваются нормативные правовые акты на государственную регистрацию.
Так, в 2008 году в 9 министерствах и ведомствах были проведены проверки и выявлено 23 нормативных правовых акта.


назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International