Заседание коллегии Министерства юстиции РТ "Об итогах работы Министерства юстиции Республики Татарстан в 2007 году и задачах на 2008 год" с участием Премьер-министра РТ Р.Н.Минниханова
19.01.2008

Пресс-релиз  
   Расширенное заседание коллеги Министерства юстиции Республики Татарстан  «Об итогах работы Министерства юстиции Республики Татарстан в 2007 году и задачах на 2008 год" с участием Премьер-министра РТ Р.Н.Минниханова

19 января 2008 года в 9.00 в зале  заседаний Министерства культуры РТ (Пушкина, 66/33) состоится расширенное  заседание коллегии Министерства юстиции РТ, на котором будут подведены итоги работы Министерства юстиции РТ в истекшем 2007 году и определены задачи на 2008 год.
С докладами на коллегии выступят:
министр юстиции РТ М.М.Курманов,
председатель Комитета ГС РТ по государственному строительству и      местному самоуправлению А.С. Федоров;
                    начальник отдела по реализации антикоррупционной политики РТ Ш.Х. Давлетгильдеев;
                    заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Э.А.Маврина;
руководитель Департамента по делам государственных служащих
при Президенте РТ Н.Г.Китанина;
                    руководитель исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ М.Г.Хафизов;   
                    начальник Управления координации административного контроля Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань Г.Х.Гисматуллина.
 
 
Прошедший 2007 год явился для Министерства юстиции Республики Татарстан периодом дальнейших функционально-структурных изменений,  призванных повысить эффективность и качество работы в ряде сфер общественной жизни, прежде всего,   по нормативно-правовому обеспечению процессов защиты прав и свобод граждан, проживающих в республике.
В 2007 году Министерство участвовало в реализации стратегических направлений, определенных Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации.  
Участвуя в выполнении Комплексного плана действий Правительства Республики Татарстан в 2007 году по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Министерство, являясь ответственным исполнителем отдельных плановых мероприятий, обеспечило выполнение в установленные сроки 100% заданий, поставленных перед ним.
    
 Правовое обеспечение и координация законопроектной и иной нормотворческой деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан
 
 Пунктом 95 Регламента Кабинета Министров Республики Татарстан установлено, что Министерство юстиции РТ обеспечивает реализацию законопроектной деятельности Кабинета Министров и ее непосредственный контроль на всех уровнях прохождения законопроектов –  от стадии их разработки  исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, рассмотрения в первом, втором, третьем чтениях в Государственном Совете Республики Татарстан до подписания Президентом Республики Татарстан.
Согласно Примерному плану законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан на 2007 год Кабинет Министров Республики Татарстан являлся субъектом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан в отношении 19 проектов законов.Статистика исполнения Кабинетом Министров Республики Татарстан Примерного плана такова:
приняты, подписаны и опубликованы 16 Законов Республики Татарстан;  1 законопроект исключен из Примерного плана;  2 законопроекта Государственным Советом РТ возвращено на доработку.
Кроме того, Госсоветом РТ  принят в первом чтении проект закона РТ «Об использовании лесов в Республике Татарстан», предусмотренный Графиком, утвержденным Правительством республики, но не включенный в Примерный план.
Что касается внеплановой законопроектной деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан, то в 2007 году органами исполнительной власти Республики Татарстан подготовлено 46 законопроектов.
Проведена экспертиза 2591 проектов нормативных правовых актов.
Выполнены более 200 поручений Премьер-министра Республики Татарстан, его заместителей, Руководителя Аппарата Кабинета Министров РТ в сфере нормотворческой деятельности. 
Проведен анализ 34 протестов (представлений, заявлений) Прокурора Республики Татарстан, 10 заключений Отдела законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Республике Татарстан Управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу.
Особенностью прошедшего года явилась масштабная нормотворческая деятельность по реализации Федерального закона от 29.12.2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
В настоящее время в республике проводится работа по оценке и совершенствованию эффективности действия законов Республики Татарстан.
Министерством проанализированы в обобщены предложения органов исполнительной власти Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан и иных органов и организаций по совершенствованию эффективности действия законов Республики Татарстан.
Таким образом, проведен анализ 237 Законов Республики Татарстан, соответствующие предложения по которым были внесены в  Кабинет Министров и Государственный Совет Республики Татарстан.
Проведен анализ постановлений Кабинета Министров РТ на предмет их соответствия федеральному законодательству в сфере защиты конкуренции за период с 1990 года по 2002 год. По итогам анализа в Кабинет Министров РТ внесены предложения о приведении 155 постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан в соответствие с федеральным законодательством.  
Во исполнение Республиканской программы проведения административной реформы в Республике Татарстан в 2006-2008 годах, в 2007 году проанализированы постановления Кабинета Министров РТ, принятые с 1991 года по 2007 год, на предмет их коррупциогенности. По итогам работы в Правительство РТ направлены предложения о приведении 213 постановлений Кабинета Министров РТ в соответствие с законодательством в сфере противодействия коррупции.
Осуществлялось организационное, информационно-аналитическое  и материально-техническое обеспечение деятельности Межведомственного координационного комитета по правовым вопросам и его экспертного совета. Экспертным советом Межведомственного координационного комитета по правовым вопросам рассмотрено 73 проекта законов Республики Татарстан.
 
 Формирование и ведение единого банка нормативных правовых актов Республики Татарстан
Одним из основных направлений деятельности Министерства юстиции РТ является формирование и ведение единого банка нормативных правовых актов Республики Татарстан.
В 2007 году изучено 4766 документов, представленных для формирования единого банка, их них   включены в единый банк  3953 нормативных правовых акта (в сравнении с 2006 годом рост по представленным в Министерство актам 26,6%, а по актам, включенным в единый банк, – 52,4%).
Особое внимание следует обратить на работу с муниципальными правовыми актами. В настоящее время для включения в единый банк нормативных правовых актов поступают акты из 43 муниципальных районов и 2 городских округов республики.  
В 2007 году из муниципальных образований для включения в единый банк нормативных правовых актов Республики Татарстан поступило 3120 муниципальных актов, из них включено – 2552 муниципальных правовых актов. (В 2006 году поступило 2526 муниципальных актов, включено-1741 акта).
Эти данные свидетельствуют о росте числа издаваемых органами местного самоуправления и поступающих в Министерство юстиции Республики Татарстан нормативных правовых актов, что позволяет сделать вывод об активизации работы по нормативному регулированию общественных отношений на муниципальном уровне.
В целях предупреждения применения незаконных муниципальных правовых актов,   10 июля 2007 года проведено республиканское совещание с участием руководителей муниципальных образований, представителей прокуратуры Республики Татарстан и районных (городских) прокуратур (в режиме видеоконференции).
В республике предстоит серьезная работа по реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов».
В указанный регистр будут включаться муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления всех уровней, в том числе сельских поселений, т.е.  999 муниципальных образований.
В целях реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы, сотрудниками Министерства формируется фонд Электронной библиотеки правовых актов на татарском языке. Организована работа по переводу федеральных нормативных правовых актов. В Электронную библиотеку включено 49 нормативных правовых актов РФ и РТ на татарском языке. В процессе доработки находятся 10 федеральных законов.
Важным направлением нашей деятельности является государственная регистрация нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, в перечень которых входят 18 министерств и 10 ведомств Республики Татарстан.
Так, если в 2006 году на государственную регистрацию   поступило 107 нормативных актов, из которых зарегистрировано- 47,  то в 2007 году – поступил 141 нормативный правовой акт. Из них: зарегистрировано – 89  актов, возвращено на доработку – 33, признаны не нуждающимися в регистрации – 13, отказано в регистрации ввиду несоответствия законодательству в отношении 6 актов.
Наблюдается  повышение качества нормативных правовых актов, представляемых на государственную регистрацию. Этой тенденции в определенной мере способствовала коллегия Министерства, проведенная 3 мая 2007 года по вопросу «О практике государственной регистрации нормативных правовых актов министерств и ведомств Республики Татарстан».
Совершенствуется взаимодействие с отделом законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра по Республике Татарстан Управления Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу. Прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты министерств и ведомств РТ в полном объеме  и своевременно направляются в территориальный орган Министерства юстиции РФ  для включения в федеральный регистр.  
В соответствии с Протоколом заседания постоянной рабочей группы по вопросам реализации Стратегии антикоррупционной политики Министерства юстиции РТ отделом единого банка проведена экспертиза 17 ранее изданных приказов министра юстиции Республики Татарстан.
Анализ показал, что норм, способствующих проявлениям коррупции, рассмотренные приказы не содержат.
 
 Взаимодействие с органами местного самоуправления по правовым вопросам
В структуре Министерства в 2006 году создан департамент по организации взаимодействия с органами местного самоуправления по правовым вопросам. Работники департамента принимают  участие в формировании нормативно – правовой базы местного самоуправления. В частности, с учетом изменений федерального законодательства о местном самоуправлении  внесены изменения в республиканские законы об административно-территориальном устройстве РТ и о преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований, а также разработаны законопроекты, связанные с  установлением  границ территории и статуса муниципального образования в ряде муниципальных районов.
Подготовлено 8 законопроектов об утверждении передаточных актов по имущественным обязательствам, переданным вновь образованным муниципальным районам.
В разработке и на согласовании находятся проекты законов о картографическом описании границ поселений муниципальных районов: Алексеевский, Лаишевский, Спасский, Черемшанский, Пестречинский, Высокогорский.
Разработаны постановления Кабинета Министров РТ,  которые утвердили новый порядок выдачи разрешений на открытие игорных заведений и отрегулировали вопрос об установлении предельного количества разрешений на открытие игорных заведений на территории муниципального образования «поселок городского типа Камские Поляны» Нижнекамского муниципального района».
В 2007 году проведены семинары и конференции с должностными лицами органов МСУ  в целях освещения наиболее часто возникающих вопросов по проблемам муниципальных образований, в частности, «Актуальные вопросы деятельности административных комиссий»; «Практические вопросы деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссий по опеке и попечительству (опекунских советов) муниципальных районов (городских округов)»;  «О мерах по реализации в Республике Татарстан Федерального закона «Об автономных учреждениях» и др.
Реализуя функцию взаимодействия с органами МСУ по оказанию правовой поддержки их деятельности департаментом была организована Всероссийская научно-практическая конференция по эффективности  механизмов взаимодействия органов МСУ, территориальных органов исполнительной власти, общественных объединений граждан на этапе реформирования местного самоуправления, а также ряд учебных  семинаров по разъяснению правовых вопросов деятельности органов МСУ  в области жилищного строительства, республиканской программы социальной ипотеки и улучшению жилищных условий нуждающихся по договорам социального найма; совершению отдельных нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления.
         Проведены выездные семинары-совещания по вопросам местного самоуправления в Камско-Устьинском, Тетюшском, Спасском, Тюлячинском районах.
Специалистами департамента проведены выездные проверки по изучению состояния работы по профилактике правонарушений в 16 муниципальных образованиях Республики Татарстан с целью контроля организации деятельности по комплексной профилактике правонарушений в районах и оказанию практической помощи в устранении недостатков. При выездах также проверялись организация деятельности административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Проведена правовая экспертиза и анализ муниципальных правовых актов по вопросам осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в Бугульминском, Зеленодольском, Мамадышском, Сабинском, Тюлячинском, Черемшанском муниципальных районах республики, а также в городском округе Набережные Челны.
Организованы 4 выездных заседания Межведомственного координационного комитета по правовым вопросам по рассмотрению и обсуждению проблем профилактики правонарушений в 15 муниципальных районах и 1 городском округе: в г. Набережные Челны, в Альметьевском, Буинском, Чистопольском муниципальных районах.
Министерством ведется работа по анализу информации о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. Анализ свидетельствует, что число правонарушений среди несовершеннолетних в 2007 году увеличилось, несмотря на проводимые профилактические мероприятия.
В настоящее время, исходя из постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», создан запрет на передачу органам местного самоуправления государственных полномочий по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности.
Министерством по согласованию с органами МСУ муниципальных районов и городских округов вырабатываются предложения по решению возникшей проблемы и приведению законодательства Республики Татарстан в соответствие с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации.
 
Организационное, в том числе, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, финансовое, кадровое обеспечение деятельности аппаратов мировых судей
Одной из основных задач и направлений деятельности Министерства является организационное обеспечение деятельности мировых судей.
В 2007 году осуществлялся процесс совершенствования законодательства, регулирующего деятельность мировых судей Республики Татарстан. В частности, приняты разработанные Министерством законы, предусматривающие увеличение числа мировых судей в Республике Татарстан на 14 должностей, и соответствующее количество судебных участков в 8 административно-территориальных единицах республики. В ноябре минувшего года произошло увеличение работников аппарата мировых судей на 42 единицы.
В связи с изменением законодательства, регулирующего деятельность мировых судей в Республики Татарстан, Министерством готовятся проекты правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан по установлению границ судебных участков мировых судей (описаны границы 114 судебных участков).
В 2007 году принимались меры по созданию надлежащих материальных условий деятельности мировых судей Республики Татарстан, прежде всего, их размещению. В государственную собственность Республики Татарстан приобретены помещения в Аксубаевском, Дрожжановском районах, на праве оперативного управления дополнительные помещения в городах Альметьевск и Зеленодольск. Решены вопросы с выделением помещений для размещения судебных участков мировых судей в Балтасинском и Муслюмовском районах, сдано в эксплуатацию новое здание судебного участка мирового судьи Алькеевского района.
   Наиболее проблемными с позиции размещения судебных участков являются Вахитовский и Советский районы г. Казани, города Набережные Челны и Елабуга. Учитывая, что в 2008г. в указанных районах будут созданы дополнительно судебные участки мировых судей, вопрос выделения    помещений является неотложным.  
Основная проблема в сложившейся ситуации заключается в отсутствии помещений, находящихся в государственной собственности Республики Татарстан в городах Казани, Набережные Челны, Елабуга.
Создание надлежащих условий для отправления правосудия и приема граждан мировыми судьями предполагает поддержание действующих помещений судебных участков мировых судей в надлежащем состоянии, проведение необходимого капитального и текущего ремонтов: в истекшем году проведены ремонтные работы в помещениях судебных участков в 14 муниципальных образованиях, в т.ч. во всех районах г.Казани.
Проблема с размещением судебных участков мировых судей могла бы быть частично разрешена посредством ввода в эксплуатацию помещений, выделенных и оформленных Министерству юстиции Республики Татарстан для размещения мировых судей, но неиспользуемых ввиду отсутствия финансирования на проведение в них капитального ремонта.
В связи с отсутствием финансирования, 12 помещений, переданных Министерству юстиции Республики Татарстан для размещения мировых судей, не используются и постепенно разрушаются, еще более усугубляя проблему с ремонтом.
Материальная база аппарата мировых судей республики заметно улучшилась. В 2007 году организовано 50 конкурсов на поставку товарно-материальных ценностей и услуг для нужд судебных участков мировых судей, в централизованном порядке проведено 20 торгов на поставку оригинальных картриджей, бытовой техники, мебели, компьютерной и копировальной техники, ремонт, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 13 миллионов рублей.
    В целях дальнейшего обеспечения доступности и повышения качества правосудия мировыми судьями Республики Татарстан, Правительство республики обязало Центр информационных технологий РТ  обеспечить подключение судебных участков мировых судей к узлам связи Государственной интегрированной системы телекоммуникаций Республики Татарстан с обеспечением доступа к сети «Интернет» и электронной почте, а также до 30 марта 2008 года установить на судебных участках мировых судей программный комплекс по автоматизации судебного делопроизводства и отчетности.
Существуют проблемы с обеспеченностью судебных участков компьютерной техникой, что может вызвать затруднения в завершении мероприятий по информатизации судебных участков мировых судей.
Учитывая неудовлетворительную ситуацию, сложившуюся с обеспечением безопасности в зданиях (помещениях) судебных участков мировых судей, необходимо значительно увеличить финансирование и осуществить комплекс мер по обеспечению   пожарной безопасности зданий (помещений) судебных участков мировых судей и общественной безопасности в этих зданиям (помещениям),  предупреждения и пресечения актов терроризма, экстремизма, других преступлений и антиобщественных проявлений.
 
 Участие в судебной защите интересов Республики Татарстан
В 2007 году Министерство, выполняя поручения Президента Республики Татарстан, Государственного Совета и Кабинета Министров республики, продолжало принимать участие в судебной защите интересов Республики Татарстан. Представители Министерства участвовали в судебных процессах по 16 гражданским делам, рассматриваемым, как правило, в первой и кассационной инстанциях, об оспаривании некоторых законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, а также защите интересов в исковом производстве.
 
 Правовое просвещение граждан, в т.ч. по антикоррупционной политике
Министерством осуществляется просветительская деятельность по повышению правовой культуры граждан. В целях выявления и развития у обучающейся молодежи   творческих   способностей,  интереса   к правовым наукам, создания необходимых условий   для поддержки одаренных детей и пропаганды правовых знаний совместно с Прокуратурой Республики Татарстан, Министерствами образования и науки РТ, молодежи, спорту и туризму РТ ежегодно проводятся городской конкурс студентов юридических факультетов ВУЗов г.Казани, а также Республиканская олимпиада школьников по правовому образованию.
        Прошедших  год для Министерства юстиции РТ выделяется среди других активизацией работы по реализации Стратегии антикоррупционной
политики Республики Татарстан. В соответствии с постановлением Правительства Республики Татарстан Министерство юстиции РТ определено ответственным за выполнение Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.
        На официальном сервере Республики Татарстан, в публикациях информационных агентств Татар-информ, Интертат, в ряде республиканских и городских газет размещались материалы и интервью министра юстиции Курманова М.М. и первого заместителя министра Столярова С.Н. по вопросам борьбы с коррупциогенными явлениями. Статистические данные по опубликованным, прозвучавшим в телеэфире материалам следующие: журналисты опубликовали более 25 интернет-публикаций, в том числе, на тему противодействия коррупции 5 интернет-материалов и 2 интервью - в печатных изданиях. Материалы по антикоррупционной политике регулярно публикуются в журнале «Право и жизнь» в рубрике «Стратегия антикоррупционной политики», всего за 2007 год – 15 публикаций.
     На  тему противодействия коррупции  руководство Министерства приняло   участие в трех пресс-конференциях, а также заседании "круглого стола" для работников СМИ. В частности, вопросам повышения правовой культуры населения республики с участием министра юстиции РТ был посвящен «круглый стол» на телеканале «Новый век». Журналистов интересовали глубинные причины коррупции, несвоевременное исполнение судебных решений, периодически возникающие проблемы в области защиты прав и свобод граждан.
      Министерство юстиции РТ в сентябре 2007г. совместно с Отделом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан организовало семинар по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов для лиц, ответственных за проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в  своих учреждениях. Выпущен «Сборник методических материалов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов». В Институте Госслужбы при Президенте РТ министр юстиции М.М.Курманов провел занятия по организации антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов.
 
Организация документооборота и работы с обращениями граждан
В Министерстве работает единая межведомственная система электронного документооборота органов государственной власти. С 1 января 2007 года Министерство перешло на безбумажную регистрацию входящей документации, а с 1 июля - в систему автоматически вводится вся поступающая и исходящая корреспонденция.
По данным электронного документооборота за 2007 года в аппарат Министерства юстиции РТ поступило и обработано - 15393 документа, в том числе – 367 обращений граждан.
Для облегчения обращения граждан второй год  на субпортале Министерства юстиции РТ работает Интернет-приемная. За год  через Интернет-приемную в Минюст обратилось более 60 человек. На обращения граждан, поступивших в Минюст на татарском языке, ответ заявителю дается только на татарском языке.
Руководством Министерства  было принято более двухсот граждан, в том числе 64 -  на выездных приемах в районах и городах республики.
Специалисты и руководство Министерства юстиции РТ с сентября 2007  года еженедельно ведут прием граждан в центрах социально-правовой поддержки и просвещения граждан РФ, которые созданы в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах. За указанный период к  сотрудникам Министерства за правовой помощью в центры обратились около 2000 человек.
 
 Задачи по направлениям деятельности Министерства в 2008 году
Наступивший год – год выборов Президента Российской Федерации. Органы исполнительной власти Республики Татарстан, совместно с Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан, должны обеспечить их организованное проведение. Юридическая чистота избирательного процесса должна стать прерогативой работы Министерства.
Ожидается обращение  Президента Республики Татарстан с Посланием к Государственному Совету Республики Татарстан.
Министерство должно принять активное участие в работе по выполнению установок Послания, прежде всего, в создании правового механизма его реализации исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
 21 декабря 2007 года парламентом республики одобрен Примерный план законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан на 2008 год.   Нужно оперативно принять меры организационно – правового характера по его безусловному выполнению в отношении законопроектов, вносимых Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Специалистам департамента по организации взаимодействия с органами МСУ по правовым вопросам завершить работу по картографическому описанию границ поселений и оформление передаточных (разделительных) актов.
 Организовать нормотворческую,  организационно-правовую, кадровую работу, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по подготовке к ведению с 01.01.2009 года Регистра муниципальных правовых актов в Республике Татарстан.   
В связи с изменениями в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Татарстан о мировых судьях Министерству юстиции РТ необходимо оперативно обеспечить изменение границ судебных участков, увеличение количества работников аппаратов, решить проблемы размещения мировых судей и работников их аппаратов, а также решить иные вопросы в сфере мировой юстиции.
Деятельность Министерства должна сопровождаться совершенствованием кадровой работы в условиях реализации мероприятий административной реформы и оптимизации численности работников.


назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International