Выморочное имущество. Оформление в муниципальную собственность.

Выморочное имущество. Оформление в муниципальную собственность.

В соответствии со статьей 1151 ГК РФ выморочным имуществом является имущество умершего (признанного судом умершим) человека, при наличии какого-либо из следующих обстоятельств:

 - отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию;

 - никто из наследников не имеет права наследовать;

 - все наследники отстранены от наследования;

 - никто из наследников не принял наследство;

 - все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Выморочное имущество наследуется по закону публично-правовым образованием.

В собственность городского или сельского поселения, городского округа переходит следующее имущество, расположенное на территории указанных муниципальных образований:

 - жилое помещение;

 - земельный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, иными объектами недвижимого имущества;

 - доля в праве общей долевой собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

В собственность муниципального района переходит выморочное имущество, находящееся на межселенных территориях.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Наследование выморочного имущества не требует от муниципального образования выражения волеизъявления на принятие наследства (пункт 1 статьи 1152 ГК РФ), также не допускается отказ от такого наследства (пункт 1 статьи 1157 ГК РФ).

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается муниципальному образованию в лице уполномоченного органа местного самоуправления в том же порядке, что и остальным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным (пункт 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Перед тем, как начать процедуру оформления права собственности на выморочное имущество, необходимо проверить наличие наследственного дела.

Необходимая информация содержится в реестре наследственных дел, размещенном на сайте Федеральной нотариальной палаты (раздел «Справочная», вкладка «Поиск наследственных дел»). Для получения информации необходимо ввести сведения об умершем: фамилию, имя, отчество, даты рождения и смерти.

Если наследственное дело заведено, уполномоченное должностное лицо местного самоуправления обращается к нотариусу, у которого находится наследственное дело с заявлением о выдаче свидетельства о праве собственности на наследство на выморочное имущество.

Если наследственное дело не заведено, уполномоченное должностное лицо вправе обратиться с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество к нотариусу по месту открытия наследства (статья 70 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 1115 ГК РФ).

Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества.

Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части. Ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

К заявлению прикладываются:

 - документ, подтверждающий факт смерти наследодателя;

 - справка о последнем месте жительства наследодателя;

 - правоустанавливающие документы на недвижимое имущество (если право собственности не было зарегистрировано до 31.01.1998);

 - документы, подтверждающие полномочия представителя муниципального образования;

 - устав муниципального образования или положение об органе местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом (оригиналы документов).

В зависимости от конкретной ситуации нотариус может потребовать предоставить иные документы.

После выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус обязан незамедлительно направить в Управление Росреестра заявление о государственной регистрации прав (статья 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

После регистрации права муниципальной собственности имущество включается в реестр муниципального имущества.

Жилые помещения, перешедшие в муниципальную собственность в порядке наследования выморочного имущества, включаются в муниципальный жилищный фонд социального использования. Земельные участки используются в соответствии с земельным законодательством.

Последнее обновление: 9 октября 2023 г., 18:58

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International