О том, как в Татарстане ведется антикоррупционная экспертиза документов, допускаются ли к этой работе обычные граждане и как рядовые татарстанцы оценивают эффективность проводимой в республике борьбы с коррупцией, рассказал министр юстиции РТ Рустем Загидуллин в интервью газете «Республика Татарстан».
Рустем Ильдусович, как в Татарстане выстроена работа по борьбе с коррупционными проявлениями?
Основным документом в этой работе является Национальный план противодействия коррупции, утверждаемый Президентом России. Сейчас реализуется седьмой по счету Национальный план, в 2025 году планируется принятие нового документа, который определит приоритетные направления борьбы с коррупцией на ближайшие годы.
Кроме того, действует госпрограмма «Реализация антикоррупционной политики РТ», утвержденная Правительством республики в 2014 году. Она является одним из основных документов, регулирующих профилактику коррупционных правонарушений.
Программа нацелена на формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, на проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, а также на привлечение к этой работе общественности.
С 1 января 2024 года программа «Реализация антикоррупционной политики РТ» изложена в новой редакции. Она разделена на две части: проектную и процессную. Первая нацелена на проведение исследований, конкурсов, разработку методических материалов. Процессные мероприятия ориентированы на выполнение функций органов власти и решение текущих задач. К ним относится проведение проверок, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также семинаров, лекций.
Для оценки эффективности программы предусмотрены индикаторы. В прошлом году все они достигли запланированных значений. Было организовано 7,8 тысячи просветительских мероприятий, проведена антикоррупционная экспертиза более 30 тысяч проектов нормативно-правовых актов, в СМИ опубликовано свыше 6 тысяч материалов, обучено около 800 служащих.
Министерство юстиции Татарстана проводит антикоррупционную экспертизу правовых актов. Каким образом организован этот процесс?
- Антикоррупционная экспертиза - это важный инструмент, потому что принятие нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы, создает условия для злоупотреблений и нарушения прав граждан.
В РТ существует многоуровневая система антикоррупционной экспертизы. Можно рассмотреть ее на примере проектов постановлений Кабинета Министров РТ, которые разрабатываются республиканскими органами власти. Например, проекты в сфере строительства разрабатывает Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, в сфере здравоохранения - Министерство здравоохранения РТ. Первоначальную экспертизу проект проходит в ведомстве, подготовившем документ. После получения антикоррупционного заключения проект поступает в Министерство юстиции РТ. Такая система минимизирует возможность принятия акта, содержащего коррупциогенные факторы.
Помимо экспертизы проектов, наше Министерство проводит антикоррупционную экспертизу муниципальных актов. Но здесь механизм другой: экспертиза организуется после принятия правового акта. Поэтому коррупциогенные факторы могут быть использованы для корыстных проступков. например, в актах об организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях одного из районов республики ведомство выявило коррупциогенный фактор: не был конкретизирован перечень документов, необходимых для включения детей в список получателей социальной поддержки. Это могло привести к незаконному отказу в предоставлении таких мер.
Для устранения и недопущения аналогичных нарушений информация о выявленных коррупциогенных факторах направляется главам муниципальных образований.
Насколько часто выявляются коррупциогенные факторы в документах?
В первом полугодии 2024 года экспертизу республиканского уровня прошли около тысячи проектов. Большинство – это проекты постановлений Кабинета Министров РТ. В них выявлено 8 коррупциогенных факторов. В 2023 году и в первом полугодии этого года проведена экспертиза более 38 тысяч муниципальных актов. В 818 выявлены коррупциогенные факторы.
Рядовые граждане могут участвовать в антикоррупционной экспертизе?
Наибольший потенциал в профилактике коррупции имеет общественный контроль. Государство создает разные формы участия общества в этой деятельности. Одной из форм общественной профилактики является независимая антикоррупционная экспертиза.
Ее могут проводить лица, аккредитованные Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов. Сегодня в Татарстане аккредитовано около 30 человек.
Для проведения независимой экспертизы все разрабатываемые органами публичной власти проекты размещаются на официальном сайте органа с указанием сроков.
Независимый эксперт может выбрать любой проект и направить на него заключение. В прошлом году поступило 11 заключений независимых экспертов, в 2022 году - больше 100. Для стимулирования независимой антикоррупционной экспертизы с 2016 года в республике проводится конкурс независимых экспертов. Его победители получают денежные призы.
На первый взгляд может показаться странным, как связаны между собой антикоррупционная экспертиза и обычные граждане, которые о ней даже представления не имеют.
Реализация прав, гарантий и обязанностей граждан ведется на основе нормативных правовых актов. Отсутствие сроков, критериев принятия решений, а также неопределенность обязанностей чиновников может привести к нарушению прав - например, к невозможности получения мер социальной поддержки. Поэтому антикоррупционная экспертиза напрямую затрагивает интересы каждого гражданина.
Хватает ли кадров для эффективной профилактики коррупционных и иных правонарушений?
Вопросы кадрового обеспечения актуальны сейчас как для власти, так и для бизнеса. Текучесть кадров приводит к обновлению кадрового состава органов власти, на работу принимаются сотрудники, не обладающие опытом. Поэтому важно удержать сотрудников, имеющих стаж работы, которые смогут выступить в качестве наставников.
Сегодня около 66 процентов сотрудников в государственных органах и 73 процента в местном самоуправлении имеют стаж работы более трех лет.
Еще одним инструментом повышения уровня профессиональной подготовки новых сотрудников является обучение. Это актуально и для сотрудников, занимающихся вопросами профилактики коррупции.
Например, в Высшей школе государственного и муниципального управления проводятся специализированные курсы, где ежегодно обучаются около 500 служащих.
В Министерстве юстиции РТ для вновь назначенных государственных и муниципальных служащих создана стажировочная площадка
«Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Разработка проектов нормативных правовых актов». В 2023 году обучились 8 государственных и 16 муниципальных служащих.
Могли бы вы в целом охарактеризовать состояние противодействия коррупции в республике?
Действенным инструментом оценки состояния коррупции являются социологические исследования.
Такие исследования в РТ проводятся ежегодно. Например, в 2011 году 60 процентов татарстанцев подтвердили влияние коррупции на их жизнь, назвав ее серьезной социальной проблемой. К 2023 году этот показатель снизился до 46,5 процента.
С 2011 года число опрошенных, которые хоть раз попадали в коррупционную ситуацию, сократилось в два раза - с 21,2 до 9,9 процента. По результатам опроса, попав в коррупционную ситуацию, 22,5 процента респондентов уведомили о факте коррупции.
Уровень коррупции в Татарстане жители оценили, как средний. При этом 16,5 процента жителей отметили ее высокий уровень, тогда как в 2016 году данный показатель составлял 15,7 процента. Несмотря на положительную динамику, нам есть над чем работать.
Резервы для усиления профилактики остаются в сфере антикоррупционной пропаганды и вовлечения граждан. Результаты опросов показывают, что значительное число респондентов - 52,2 процента - не сообщает о фактах коррупции, считая это бесполезным. Кроме того, снижается число жителей, готовых принимать участие в антикоррупционных мероприятиях.
Четверть опрошенных отмечает, что информации о проблеме коррупции в СМИ недостаточно. Более того, 12 процентов респондентов вовсе не знают о существующей проблеме, что указывает на низкий уровень осведомленности населения.
80 процентов татарстанцев в целом положительно оценивают работу органов власти в республике по противодействию коррупции.
У жителей должна быть активная гражданская позиция. Не нужно бояться сообщать в соответствующие инстанции о случаях проявления коррупции.
Газета «Республика Татарстан» совместно с пресс-службой Министерства юстиции Республики Татарстан